МАОУ "Дутулурская СОШ"
улус Дутулур
  • О школе

    В 1970 году на базе Хужирской восьмилетней школы и начальной школы с. Дутулур начала функционировать Дутулурская восьмилетняя школа.

    В 1972 году приказом РайОНО Закаменского района №35 от 15 августа преобразована в Дутулурскую среднюю школу.                

    С этого времени молодое поколение села получает возможность сдавать Государственные экзамены на аттестат зрелости в стенах родной школы.

    Первым директором был Батор Батуевич Мониев. После него директорами работали Л.Л. Банзарханов, Р.Г. Гармаев, П.Ж. Доржиев, Е.Б.Марахинова, В.Д.Норбоев, А.Б.Шагдуров, Б.Г.Базарова, Ц.Р.Базаров, В.Г.Бальжанов, А.Ш.Ламажапова, Г.С. Базарова. С 2021 года директором работает Будаев А.Ш.

    Школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дутулурская средняя общеобразовательная школа» Постановлением Главы Закаменского района от 22 апреля 2002 года №155.

    Основные виды деятельности: реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое. Образовательная программа МАОУ «Дутулурская СОШ» ориентирована на создание условий для выявления способностей каждого ученика, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

     С 1972 года на базе школы действует детский образцовый ансамбль песни и танца «Зэмхэ Сэсэг». Основатели ансамбля: Шагдуров А.Б. и Очирова Е.М. В настоящее время руководителем являются Цыденова А.В. и Шагдурова Т.Г., удостоенные званий «Заслуженный работник культуры РБ», «Отличник просвещения и воспитания РФ».  Участники ансамбля не раз становились дипломантами и лауреатами различных конкурсов.

    История школы

    История создания школы

    Открытие школы в с. Дутулур связано с деятельностью Донары Васильевны, которая приложила много сил и усилий для этого события. Она родом из Алари Иркутской области, 1927 г.р. После завершения учебы в августе 1947 г.  направлена в Закаменский район. По приказу Закаменского аймоно была назначена учителем в Бур-Цакирскую начальную школу, где проработала один учебный год. В 1948 г. была переведена заведующей в Хурай – Цакирскую  начальную школу, где проработала один учебный год. В 1948 г. была переведена заведующей в Хурай-Цакирскую начальную школу и работала там до 1955 г., затем по месту учебы мужа Цыреннимаева Жамсо Цыбиковича работала в 72-ой школе Петроградского района г. Ленинград (1955-56 уч.г.). В мае 1956 г. была назначена заведующей Дутулурской начальной школы и проработала до октября 1958 г.

    Из ее воспоминаний: «Школу начали строить по инициативе Н.А. Маланова.В начале были большие затруднения: не было достаточно стройматериалов и необходимой техники, не хватало лакокрасочных материалов и денег, нужны были рабочие силы.В открытие школы большой вклад вложил Жамсо Цыбикович, который был мастером на все руки: все печи сложены, оконные рамы и двери были сделаны его руками. В пионерской комнате полностью было создано необходимое оборудование для уроков физкультуры, и все это за короткий срок во время отпуска. За проделанную работу платили мизерную сумму и расплачивались с трудом. За деньгами приходилось ехать на попутной машине в Цакир.

    Такая успешная работа по подготовке школы к новому учебному году была отмечена грамотой Министерства Просвещения Бурятской АССР.

    Занятия проводили в 2 смены: Татарникова Любовь Ивановна и Малютина Татьяна Сергеевна в русских классах, Бальжинова Софья Жамбаловна и Александрова Евгения Ивановна в бурятских классах.

    Условия жизни школы в то время не назовешь хорошими, ведь за дровами ходили сами в лес и главной рабочей силой были ученики 4 класса. Несмотря на трудности коллектив работал добросовестно и учащиеся переходили из класса в класс с соответствующими знаниями. Интересные мероприятия в пионерской дружине проводила Александрова Е.И. Регулярно проводились родительские собрания, где обсуждались вопросы о создании условий выполнения домашних заданий и всегда добивались желаемых результатов. Время было трудное и многие родители были заняты работой, а дети – домашними делами.

    С сентября 1958 г. Донара Васильевна по семейным обстоятельствам переехала в г. Улан-Удэ и работала заведующей детскими садами города до 1993 г., ее общий трудовой стаж – 48 лет.

    В 1970 г. на базе Хужирской восьмилетней школы начала функционировать Дутулурская средняя школа. Первым директором школы был Мониев Батор Батуевич, который руководил педагогическим коллективом школы с 1965 г.

    За период его работы директором школы показал себя грамотным руководителем, умеющим находить индивидуальный подход к каждому учителю и ученику. Его организаторские способности и деловые качества особенно проявились в период строительства и открытия школы. Здания начальных классов, столовой, пришкольного интерната были перевезены из Хужир. Учителя после уроков белили, красили, обустраивали школу, оформляли учебные кабинеты. Перед зданием был создан дендрарий из местных пород деревьев и кустарников. Учащиеся 1-го выпуска, совместно с учителями, создали учебно – пришкольный участок, очистив площадь от деревьев, кустарников, пней и камней. На 70 сотках стали выращивать овощи, продолжились опыты по биологии.

    20 октября 1970 г. начались занятия в новом здании школы. Много труда и сил пришлось приложить Батору Батуевичу по приобретению мебели, оборудования, наглядных пособий для обеспечения учебных кабинетов и библиотеки. Была открыта Ленинская комната, где были собраны все труды Ленина, проводились политинформации и политзанятия. Батор Батуевич был человеком высокой культуры, очень требовательным к себе и другим, компетентным руководителем, человеком отзывчивым и чутким. Его основная заслуга в том, что педагогический коллектив школы стал сплоченным, единым в стремлениях достигать успехов в работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Через год был назначен заведующим Закаменским РайОНО

    В 1972-73 уч. г. работал директором Гармаев Родион Галданович, уроженец с. Хурай –Цакир, ветеран Великой Отечественной Войны.Учитель истории и НВП Дутулурской школы. Выпускники школы показывали хорошие знания по истории и успешно сдавали вступительные экзамены при поступлении в ВУЗы и ССУЗы.По его инициативе первым в районе был построен школьный тир. Строевая подготовка на уроках НВП и занятия по стрельбе помогали выпускникам при прохождении военной службы в рядах Вооруженных сил. Его большая заслуга – создание историко-краеведческого музея имени П.Е. Щетинкина. Для создания музея была проделана большая поисковая работа, переписка с дочерью П.Е. Щетинкина и музеями г. Новосибирск, г. Красноярск. 9 мая 1982 г. состоялось открытие музея и на торжество были приглашены ветераны войны и труда из сел Улентуй, Нурта, Хужир. По итогам краеведческой работы по экспедиции «Моя Родина – СССР» школа заняла призовое место не только в районе, но и в республике.

    В 1973 г.  Банзарханов Ламажап Лубсанович , как директор уделял большое внимание трудовому воспитанию учащихся. Ученики школы совместно с родителями выращивали капусту, которая продавалась в г. Закаменск и полученные деньги пополняли бюджет колхоза «Коммунизмын зам». Кроме этого, ученики помогали при уборке картофеля и турнепса. За проделанную работу получали премию. Он впервые, в школе и районе, организовал горячее питание учащихся. Под его руководством народным методом было построено дополнительное здание для начальных классов. Параллельно вел уроки географии, на которых заочные путешествия по странам, по материкам и странам, использование дополнительного материала вызывали живой интерес к географии.Был очень чутким добрым, отзывчивым человеком, уважительно относился к своим коллегам и поэтому его вспоминают добрым словом. Норбоев Валерий Долгорович за годы работы в школе (с 1975 по 1980 гг., 1986 г.) у директора сложился определенный стиль профессиональной деятельности на развитие творческих способностей учителей и учащихся через краеведческую работу. Под непосредственным руководством Валерия Долгоровича была проведена большая работа по созданию историко-краеведческого музея в кабинете истории. В 1978 г. из села Хурай-Цакир была перевезена восьмистенная юрта. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Для проведения уроков по начальной военной подготовке был 1-ым в районе построен стрелковый тир силами учащихся старших классов и учителей. Много терпения и усилия потребовались директору для такой работы, ведь нужно было доставать необходимые строительные материалы, организовать строительство. За эту работу был награжден Почетной грамотой Закаменским военным комиссариатом.При его содействии для учителей были построены 2 двухквартирных дома. Все учителя школы были обеспечены жильем.

    Главный упор в своей работе Александр Будаевич Шагдуров (с 1979 г. по 1986 г.), как организатор и руководитель школьной учебно-воспитательной системы, делает на совершенствование и дальнейшее развитие военно-патриотического, трудового и, как основное на нравственно-эстетическое воспитание. В период его работы школа становится школой эстетического направления. В школе были созданы несколько ансамблей: вокально-хоровой, драматический, хореографический. Впоследствии на базе этих объединений был создан образцовый детский ансамбль песни и танца «Зэмхэ Сэсэг».Эстетическое направление в воспитательной системе работы школы дало определенные результаты. В течение 12-15 лет из школы вышли более десятка выпускников, впоследствии ставшие именитыми артистами, актерами, режиссерами театра и кино. Многие выпускники танцевали и пели в составе ансамблей БГПИ, БСХИ, ВСТИ. Педагогический коллектив под руководством Шагдурова А.Б. совершенствовал и образовательную систему и систему дополнительного образования. В то время в школе работали кружки и клубы по отдельным предметам, секции по волейболу, боксу, легкой атлетике, кружки ДПИ, шитья. 

    Базарова Бадма Гомбоевна директором работала в 1986-89 уч.гг. Бадма Гомбоевна разработала концепцию дальнейшего развития и воспитания учащихся на исторических, национальных традициях и обычаях, укладу жизни и быта, игр, спорта, прикладного искусства. Школа стала экспериментальной площадкой по внедрению этнопедагогики в республике, с одобрения коллегии Министерства образования Бурятии. В учебный процесс по предметам были внесены НРК и программы вкладыши по изучению родного края. С целью ознакомления с опытом работы школы приезжали делегации районов республики и г. Улан-Удэ. На базе школы в течение нескольких лет постоянно проводились открытые уроки, семинары, научные конференции районного и республиканского уровней,был проведен фольклорный праздник на районном уровне.

    В результате работы экспериментальной площадки по внедрению этнопедагогики, фольклорный ансамбль учащихся школы был награжден путевкой во Всероссийский центр «Океан», где принял участие в фольклорных празднествах. Ребята выступили со своей программой наравне с участниками из регионов России, показали традиции и обычаи бурятского народа, и были награждены дипломом I степени.                                                                                                                                                                          

    Виктор Гармажапович Бальжанов в 1990 он был назначен директором школы и работал до 2001 г. Школа под его руководством стала одной из лучших школ района и республики. Как директор школы много труда и сил приложил укреплению материально-технической базы, созданию подсобного хозяйства, где содержалось 25 голов КРС, имелась земля 35 га, где большая часть, которой была сенокосным угодьем и где также выращивали картофель. На пришкольном участке выращивали капусту и овощи. Школа была обеспечена бесплатным питанием на целый год. Изыскивал дополнительные средства для приобретения других продуктов питания. Все это было в трудные 90-е годы, когда не было достаточного финансирования. В эти нелегкие годы перестройки коллектив школы не распался, никто из учителей не уволился, продолжали работать, несмотря на задержку зарплаты, когда заработная плата не выплачивалась до полугода. Для школы был приобретен трактор «Беларусь».

    Финансовые вопросы, ремонт школы и котельной требовали немалых усилий в его деятельности как директора школы, и он выдержал все трудности того времени.   Также его заслуга в том, что сохранился школьный образцовый детский ансамбль песни и танца «Зэмхэ Сэсэг» несмотря на сокращение работников дополнительного образования. Был создан ансамбль народных инструментов. И для ансамбля и оркестра были приобретены и сшиты очень много новых костюмов. В школе работали учителя из Монголии.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения очная

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике